Мы не можем более продолжать творить всё безнаказанно; настанет день, когда нам придётся заплатить за всё, заплатить очень щедро, ибо мы забываем осознавать насилие, гнусность, извращение...

Laurent Boutonnat / Лоран Бутонна




Как это верно сказано... Если Милен приоткрывает завесу над своими тайнами во время интервью, Лоран, напротив, сохраняет молчание. Прожекторы для него не более чем инструмент кинематографии. Он всегда остаётся в тени. Свет привлекает его не более чем ночную бабочку. Только свет луны знает его прикосновения... Однако, достаточно посмотреть на его работу, чтобы заметить, насколько интимен мир, в который нас приглашает Лоран Бутонна. Невозможно пропитать всё этими чувствами без того, чтобы ощущать их самому...Он как мой близнец. Его образы это мои образы и наоборот. Опасность в этой связи, которая у нас есть, сходна - это разрушение." (Милен Фармер). Милен и Лоран несомненно похожи. Он знает наперёд как представить мир, который уже осознала она, и который он не хотел рисовать один. У неё есть человек, выражающий её чувства, у него есть свой источник вдохновения. Лоран Бутонна... сильный, он непреклонен... Но и он доверяется, иногда...

Эрик Дюмонт





Что мы знаем о Лоране Бутонна?

Что он отказывается появляться на публике и избегает давать интервью после выхода его второго полнометражного фильма; что в конце 80-х и начале 90-х он был тем режиссером короткометражек, о котором больше всего говорили, но никогда его не видели; и наконец - он снял самые лучшие клипы Милен Фармер.
Лоран Бутонна родился 14 июня 1961 года и был старшим в семье из 5 детей. Позднее он задействует некоторых из своих братьев и сестер в организации фирм звукозаписи, а в 1978 году его брат Доминик будет играть в первом полнометражном фильме Лорана, "Баллада о фее-путеводительнице" (La Ballade de la Fee Conductrice). С самого детства Лоран снимает родительской камерой любительские короткометражки - первая попытка датируется 1971 годом, когда он экранизирует Бемби. При съемке он уже тогда подчинял себе все - от постановки до музыкального сопровождения, от грима до исполнения ролей. В то же время он занимается музыкой - пианино с возраста 5 лет.
В школьные годы Лоран получает образование у иезуитов - позднее его следы можно заметить в одной из его первых короткометражек. Учиться ему не нравится, ему дается только литература, несколько раз его исключают. В пятнадцать лет он решает бросить учебу и искать работу. Совместно с поиском подработки Лоран три года занимается на театральных курсах, а также пишет под руководством учителя философии. Позже он объявит: "Мне начало это нравиться..."
Giorgino
Лоран Бутонна уже знает: его единственная цель - кино. В его голове начинают зарождаться наброски полнометражного фильма, который он назвал "Джорджино" (он возобновит этот проект только через десять лет). В конце концов он снимает "Балладу о фее-путеводительнице", которая держится в кинопрокате ровно две недели. Вместо того, чтобы вернуться к учебе, разочарованный Лоран ничего не делает до встречи с Жаном-Франсуа Шовелем. Этот известный телерепортер (умерший в 1986 г.) должен был сделать несколько научных репортажей об атомной энергии. Лоран уцепляется за шанс и настойчиво добивается роли кинооператора для всей серии репортажей. Позже он признается: "Я утверждал, что хорошо разбираюсь в технике съемки, чтобы он меня взял, и мне приходилось зубрить руководство, как безумному!" И вот он отправляется на год снимать хронику по всей Франции. "Лучшая школа", - считает он.
Лорану Бутонна 20 лет. Он пускается в новое приключение, где использует свои навыки письма и недавний опыт в журналистике. Его по-прежнему притягивает темная сторона человека и возможность ниспровергать - он начинает исследования для написания книги о детоубийствах. В это время он снимает телерекламу - не из склонности, а чтобы заработать немного денег. Лоран делает несколько рекламных роликов и встречается с продюсером, работающим на кинокомпанию Парафранс (Parafrance). Тот предлагает ему за две недели снять фильм ужасов с бюджетом 1 500 000 франков. Фильм никогда не выйдет в свет. Именно в этот период написана первая версия Джорджино. Однажды вечером, в компании друга, Жерома Даана, он решает написать слова песни, затрагивающей тему детства, которая так его волнует. На следующий день Жером пишет к ней музыку, и они остаются довольны результатом. Так появляется на свет Maman a tort, будущий хит лета 1984. Тем временем книга постепенно остается в стороне - ей не суждено увидеть свет.
Слова песни говорят о безумии, покинутости - они произвели бы больший эффект, если бы их исполняла девочка. После попытки с пятнадцатилетней девушкой - слишком много юридических проблем - Жером Даан и Лоран Бутонна организуют пробы. Туда обращаются около пятидесяти девушек, в том числе Милен Готье. Лоран выбирает ее немедленно, даже не послушав, как она поет - "из-за ее немного ненормального вида", как он скажет Ноэлю Мамер в телепередаче в 1986 году. После клипа, снятого в видеоформате с бюджетом в 5 000 франков, у него зарождается проект настоящего короткометражного фильма для иллюстрации песни.
Maman a tort Бертран Ле Паж, Лоран Бутонна, Милен Фармер выходит в марте 1984-го и имеет достаточный успех благодаря менеджеру Бертрану Ле Пажу, который занимается раскруткой. Десять месяцев спустя дуэт Даан-Бутонна пишет еще две песни для Милен Готье, ставшей к тому времени Милен Фармер. On est tous des imbeciles заставляет себя заметить только из-за второй стороны пластинки, подписанной Бутонна. L'Annonciation говорит об изнасиловании - поистине Лорановская тема... Провал разочаровывает Лорана, а фирма звукозаписи RCA расторгает с ними контракт. Лоран Бутонна расстается с Жеромом Дааном - они не могут прийти к согласию по поводу будущей карьеры Милен Фармер.
Почти случайно Милен пишет текст песни Plus grandir - эзотерические куплеты на музыку Лорана. Ален Леви недавно создал фирму звукозаписи Polydor, которая делает ставку на французскую песню. Он немедленно подписывает контракт с Милен и Лораном на три альбома - в то время, когда нет еще никакой гарантии их коммерческого успеха... Первый из этих альбомов, Cendres de lune 1986 года, почти полностью задуман Лораном. Он пишет всю музыку, почти все тексты и делает обложку. Это черно-белое оформление прямо показывает, что Лоран хочет сделать из их тандема: образ, построенный на мифе... Как не вспомнить Грету Гарбо в "Романсе" или Марлен Дитрих, глядя на эту фотографию, будто вышедшую из студии Hartcourt... В это время Лоран Бутонна планирует заняться своим вторым полнометражным фильмом, основываясь на сценарии двухлетней давности. Он даже начинает приготовления, но неожиданный успех его сотрудничества с Милен Фармер слишком его займет, чтобы закончить проект.
Cendres de lune
Cendres de lune содержит незабываемые хиты, такие как Libertine, но также и небольшие мелодичные шедевры, как Au bout de la nuit. Критика аплодирует альбому... Лоран заложил основу своего мира, который он будет исследовать десять лет... Вторая версия альбома выходит год спустя - в нее включена Tristana. В этом году режиссер клипа для нее даже номинируется в Victoires de la musique.
В это время Лоран и Милен приступают к написанию второго альбома - Ainsi soit je (он выйдет в конце 1987-го). По этому случаю Лоран Бутонна создает свою первую компанию производства дисков, Toutankhamon S.A. Эта фирма прекратила свою деятельность в 1997 г. Клип на первый сингл, Sans contrefacon, полон намеков на "Балладу о фее-путеводительнице". Эксклюзивный показ клипа рождественским вечером - настоящее событие... Последуют клип Ainsi soit je и в особенности грандиозный минифильм Pourvu qu'elles soient douces - продолжение снятой два года ранее Libertine. Libertine Лоран Бутонна пишет сценарий вместе со сценаристом Жилем Лораном, которому он представляет сценарий фильма, набросанный им в 18 лет: G I O R G I N O. Они работают над ним вдвоем в течение четырех лет. Один продюсер предлагает Бутонна финансировать фильм. Из этого ничего не получилось, и Лоран переписывает сюжет. С тех пор как он продюсирует сам свои короткометражки, он может позволить себе расходовать колоссальный бюджет - как для клипа Sans logique в 1989 г. Этот минифильм потребует дорогостоящего оборудования студии Арпажон (Arpajon).
В то время как Милен занимается раскруткой и продвижением альбома, Лоран готовит спектакль, который даст ему возможность полностью раскрыть его мир, показав его на сцене. Именно для этого 19 января 1989 г. он создает компанию HEATHCLIFF S.A., которая позволит ему продюсировать тур и будущие фильмы. После попытки в Сент-Этьене (после которой Лоран снимает символичный A quoi je sers) и двух недель за закрытыми дверьми в Дворце Спорта в Париже, шоу пройдет по всей Франции - 60 дат, из них 2 в Берси (Париж). Лоран тем временем думает о фильме, который он сделает из тура... Два вечера в Брюсселе он собственноручно снимает концерт; сцены на природе, в свою очередь, сняты в окрестностях и смонтированы в фильм. Монтаж фильма на 35-миллиметровой кинопленке длится около года. 26 октября 1989 г. Лоран Бутонна и Милен Фармер объединились, чтобы по поводу выхода двойного альбома En concert основать фирму звукозаписи Requiem Publishing - впоследствии она выпускает все диски певицы без исключения. Видео выходит 25 сентября 1990 г. Лоран использует некоторые его сцены для двух короткометражных отрывков: Allan и Plus grandir.
Совместно Desenchantee с выходом En Concert Лоран Бутонна пишет музыку для десяти песен к новому альбому Милен Фармер - L'Autre. Он пользуется съемками Desenchantee и Regrets в Венгрии в феврале 1991 г. для "разведки местности" для своего будущего Джорджино. Лоран второй раз в течение своей карьеры номинируется в Victoires de la musique - как режиссер клипа Desenchantee. В течение 1992 г. он всецело посвящает себя подготовке к съемке - декорации, отбор актеров... Однако он выделяет время на то, чтобы снять образовательную программу "Parents, si vous saviez" (Родители, если бы вы знали), снять клип Je t'aime melancolie в Лос-Анджелесе и Beyond my control, которая стала его последней короткометражкой - во всяком случае как мы это понимаем...
Съемка Giorgino Джорджино начинается в декабре 1992 г. Сначала снимаются сцены на открытом воздухе, затем сцены в помещении (в Словакии). В мае 1993-го следует монтаж и написание музыкального сопровождения к фильму. Для этого Лоран возвращается в Чехию и записывает музыку с филармоническим оркестром в Праге. Длительный период пост-создания, связанный со стремлением автора к совершенству, закончился в августе 1994-го. После восьми лет работы Джорджино наконец выходит на экраны 5 октября 1994 года... Разгромленный критикой и вышедший в неудачный момент, фильм терпит полный провал...
Giorgino
После провала Джорджино Лоран Бутонна переживает очень тяжелый период, на котором не стоит останавливаться. Во время съемок фильма их отношения с Милен Фармер были очень напряженными - один техник рассказал прессе о бурных стычках между двумя единомышленниками. Лоран и Милен решают положить конец их киносотрудничеству (скорее всего - чтобы в конечном итоге сохранить их союз, одновременно и профессиональный и личный). Милен Фармер одна уезжает в Лос-Анджелес и начинает писать песни. Лоран присоединяется к ней в марте 1995-го и пишет музыку к 11 песням для ее будущего альбома Anamorphosee. Очевидно, с тех пор они решили работать совместно, но не видеть друг друга, избегая съемок, где им пришлось бы встретиться лицом к лицу. Лоран Бутонна больше не снимет ни одного клипа для Милен Фармер и только в 1996 г. выступит одним из режиссеров Live a Bercy - вместе с Франсуа Хансом, своим давнишним ассистентом. Милен Фармер отныне работает с другими режиссерами. Клипы Маркуса Ниспеля и Абеля Феррары полностью выпадают из "стиля Бутонна", а работы Франсуа Ханса, Майкла Хаусмана и Ching Siu-Tung сюжетом и атмосферой приближаются к некоторым его короткометражкам. Каскадер Марио Лураши, который часто работал вместе с Бутонна, приглашает его, чтобы написать музыку для его первого полнометражного фильма в 1996 г. Результат немного похож на музыку для Джорджино, а некоторые отрывки позаимствованы из написанной за несколько месяцев до этого Vertige.
Лоран Бутонна отказывает во всех интервью и в публичном показе Джорджино - по-видимому, считая его "проклятым фильмом". Тем не менее, фильм (это было предусмотрено контрактом) показан в ноябре 1995 г. по каналу Canal+. Лоран ждет 1997 года, чтобы снова взять в руки камеру. Он занимается бывшей актрисой Натали Кардон, для которой он снимет 4 клипа: Hasta Siempre, Populaire, Mon ange, и последний - Baila si - в июне 2000-го. Они не плохие, но не заставляют говорить о себе - они не принесли ничего нового в его уже законченный мир. Успех Hasta Siempre не повторят ни последующие синглы, ни вышедший в марте 2000-го альбом Кардон.
В мае 1999-го выходит альбом Милен Фармер Innamoramento - 8 песен из 13-ти написаны Лораном Бутонна. Альбом имеет потрясающий успех - цифры продаж, как и для предыдущих альбомов, превышают миллион. Бутонна, само собой, для него не снимает ни одного клипа. Он не занимается и концертным туром Милен Фармер Mylenium Tour с сентября 1999-го по март 2000-го. Создание видео концерта доверено Франсуа Хансу.
Похоже, что Лоран Бутонна предпочел деловую активность творческой карьере (но можно сказать, что Милен Фармер тоже последовала этим путем). 19 июня 1997 г. он создал для Натали Кардон продюсерскую фирму Calliphora S.A. и постепенно забросил фирмы Heathcliff и Toutankhamon (последняя закончила свою активность в 1997 г., - в титрах Live a Bercy напротив ее названия можно увидеть маленький крестик.) С тех пор Милен Фармер сама продюсирует свои диски с помощью принадлежащей ей фирмы Stuffed Monkey.
Лорану Бутонна и Милен Фармер все еще принадлежит фирма звукозаписи Requiem Publishing. В мае 2000-го эта фирма продюсирует новую певицу - Ализе, открытую ими в телепередаче Graines des Stars. Лоран пишет музыку с танцевальным ритмом для песни Moi Lolita, а Милен - слова к песне. Диск выходит 4 июля 2000 г., за две недели до выхода Innamoramento - последнего сингла Милен с одноименного альбома... А в конце июля появляется клип Moi Lolita, снятый Лораном.
Время от времени полнометражные фильмы Лорана Бутонна показывают в кинозалах (например, в 1998 г. в Монпелье показывали клипы, En concert и Джорджино) в рамках программы "Милен Фармер на большом экране". Последний из таких случаев состоялся 17 июня 2000-го в кинотеатре Max Linder в Париже перед 300 зрителями.


 
 

Наверх

© 2000-2001 MFRFC