Одна из интересных новостей последних дней - приобретение Милен прав на сказку Шарля Перро "Ослиная шкура" для ее экранизации. Выход фильма намечен на 2006 год. Учитывая, что Бутонна сейчас уже приступил к работе над новым своим фильмом без участия Милен, то становится очевидным некое соревнование между Лораном и Милен, если последняя тоже решила поставить свой фильм...

Милен -(и)- сказочник
Instant-mag #17, 2004 г.

Какая муха укусила Милен, чтобы выкупить права на "Ослиную шкуру"? На самом деле, больше чем что-то другое, эта сказка нас погружает в излюбленные темы нашей звезды, смешивая детство и взрослые муки. Путешествие в загадочную страну фей, это...
"Ослиная шкура", сказка Шарля Перро, написанная изначально в стихах, выходит в свет в 1691 году, чтобы быть экранизированной сначала в 1908 Альбером Капеллани, а затем в 1970 Жаком Деми, известным за свои "Шербургские зонтики". Сказка "Ослиная шкура" имела настолько громкий успех еще со времен своего появления, что в разговорном языке ее название само по себе уже было синонимом волшебной сказки. Жак Деми очень точно следовал оригиналу, насколько смачному, настолько же и двусмысленному, как раз такому, какой бы понравился Милен.
В далекой стране живет король (в исполнении великолепного Жана Марэ), жена которого, умирая, заставляет его обещать, что, если он вновь женится (чтобы иметь наследника), то только на более красивой и более умной, чем она. Увы, лишь только дочь короля (в исполнении Катрин Денев, которая, впрочем, поет не сама) отвечает этим критериям, и король в нее влюбляется. Чтобы доказать свои чувства, он повинуется требованиям своей дочери сшить три нереальных платья: одно цвета небосвода, другое цвета месяца и третье цвета солнца. Но и этого не достаточно. По совету своей крестной, Сирень-Волшебницы, молодая принцесса просит у своего отца шкуру наиважнейшего осла королевства. Не потому, что этот осел был для короля объектом скотоложества, но он имел особенность выдавать вместо фекалий золото! Король убивает осла и вручает своей дочери в знак своей любви шкуру бедного животного. Загнанная в ловушку, не зная как избежать домогательств своего сумасшедшего отца, красавица убегает в лес, где она живет как золушка, скрываясь под ослиной шкурой, которая по иронии судьбы испускает запах старого козла. В день охоты принц из другого королевства замечает Ослиную Шкуру (так теперь называют эту девушку за ее ужасный вид), когда та была без шкуры и влюбляется в нее. Но как познакомиться? Он ей заказывает испечь пирог любви, куда она прячет свое золотое кольцо. Принц примеряет его ко всем девушкам королевства, чтобы найти его владелицу. Он с ней сочетается браком, и, разумеется, у них будет много детей.
Любая сказка обладает скрытой структурой, которую помогает разоблачать психоанализ, например, "Мальчик с пальчик" и страх быть покинутым. Сказка обращается к подсознанию каждого и играет на универсальных страхах, чтобы лучше проникнуть. Поэтому дети так любят эти истории, что хотят их слушать еще и еще, чтобы соприкасаться с опасностями жизни, о которых предупреждают сказки. "Красная Шапочка" несет маленькому ребенку идею сексуальности и растления, "Маленькая Сирена" готовит к тому, чтобы пережить разлуку влюбленных, отказ от другого, и т.д. Таким образом, история сказки вращается всегда вокруг угрозы, которую необходимо обойти ценой долгого пути и "Ослиная шкура" не является исключением из правила: поиск настоящей любви, чтобы уйти от угрозы инцеста.
Таким образом, для многих "Ослиная шкура" являет собой модель историй любви и произведение, эдипов размер которого виден всем. Присутствуют все ингредиенты: идентификация с матерью, любовь отца и затем ее отклонение вследствие запрещения инцеста, но все возвращается в норму, так как материнский образ сказки (Сирень-Волшебница) присоединяется к отцу, в то время как Ослиная Шкура находит свое счастье с прекрасным принцем.
Сравнивать структуру сказки и мир Милен Фармер вполне возможно, так как многие ее клипы построены как сказки (вспомните L'Ame-stram-gram). В частности, структура "Ослиной шкуры" не настолько удалена от того, к чему приучила нас Милен: поиск самоопределения (Libertine), преобладающая роль женщины (Mefie-toi), отцовская любовь, которая заменяет материнскую (Sans contrefacon), проблематика кровосмешения (Optimistique-moi), трудность в поиске родственной души (Innamoramento). Но также, помимо эдипова конфликта, у мира Милен и у сказки Перро есть общий вопрос: двойники. С одной стороны, принцесса и Ослиная Шкура, с другой - клипы, где у Милен есть двойник, например, California. В фильме Жака Деми поиск двойника венчается песней пирога любви, где оба персонажа как бы сливаются друг с другом. Это был невиданный прием в то время, и его же мы обнаруживаем в исполнении Абеля Феррары.
Но несомненно, что, даже несмотря на общие принципы сказки "Ослиная шкура" и некоторых клипов Милен, именно мир Жака Деми очаровал нашу звезду. "Ослиная шкура" - это тонкая смесь юмора и трагизма, настоящих чувств и темных махинаций. Эта ирреальная обстановка создает в сказке ощущение вечности, смешивая костюмы эпох и литературу Кокто, карету и вертолет, и т.д. в один магический финал.
Хочется помечтать о Милен в качестве Сирень-Волшебницы, о ее текстах в устах главных действующих лиц, о новых мелодиях, сопровождающих очень личную адаптацию? Кто знает? Но уже сейчас можно отметить, что после "Lisa-Loup et le conteur" и теперь с "Ослиной шкурой", Милен проникает еще больше в мир детства и что бы она ни сделала, она обязательно нам вновь откроет свой мир, трогательный и красивый, как фея, которой она уже является.
 
 

Перевод:   Олег
 
 

Наверх
К разделу Медиа
© 2000-2004 MFRFC