"Я всегда говорила себе:
не создавая кино, я умру"
интервью журналу "Studio Magazine"
9 января 1994

 
Пять месяцев секретной съемки романтической любовной истории, которая, возможно, станет одним из событий 1994 года. Этим фильмом, "Giorgino", снятым Лораном Бутонна, она воплощает в жизнь свою мечту стать актрисой.

Ее не знали. Его - тем более. Всем было известно, что именно она писала слова к своим песням и что именно он сочинял музыку и продюссировал диски. Известно было также, что именно он снимал "их" клипы, которые под влиянием его особенного эстетического мира, его чувства кадра и пространства, лиц и атмосферы, стали настоящими фильмами. Но через некоторое время стало известно, что Милен Фармер сделала первые шаги в качестве актрисы в фильме, созданном Лораном Бутонна, который снимался в течении пяти месяцев в Восточной Европе, на холоде, под снегом и под еще большим секретом. Все были сильно заинтригованы... Это было одновременно и открытием, и новой находкой. Впрочем, как сопротивляться двум увлеченным существам, которые горели столь большим желанием создать кино? Более пяти лет они мечтали о "Giorgino". История романтической любви среди войны 1914 года, молодой девушки, одинокой и молчаливой, и молодого человека, вернувшегося в свою деревню для того, чтобы найти сирот, которых он воспитывал и которые бесследно исчезли... Можно спорить, станет ли "Giorgino" одним из событий кинематографического года-1994, попробуем лишь приоткрыть завесу тайны над личностью Милен, над ее требовательностью и стремлением...

Вопрос - Говорят что в начале своей карьеры Вы хотели стать актрисой и что петь Вы стали чуть ли не случайно. Вы не припоминаете, когда у Вас появилось это желание?

Mylene - К шестнадцати годам, когда я решила, что верховая езда (я часто ей занималась) - это не профессия для меня, я устремилась в театр. Раньше я подумывала об этом, но реально никогда себе его не представляла. Однако с некоторого времени я была уверена, что захочу покинуть театр, захочу сделать нечто, чего другим не удавалось.

В - Когда Вы были ребенком, играли ли Вы в своих мыслях какие - либо роли?

M - Я очень смутно помню свое детство, я не пробовала сыграть какую - нибудь роль, создать таинственность... Это правда, что у меня не было каких - либо воспоминаний, что я себя почти не помню.

В - Вы спрашивали себя об этом?

M - Не совсем. Я просто знаю, что мое детство не было столь несчастливым и не было такого события, которое бы сделало меня полностью заторможенной, заставило бы меня все перечеркнуть. Возможно, именно поэтому ребенок представляется мне абсолютно бе скорыстным.

В - Когда Вы оставили верховую езду, откуда у Вас появилось желание стать комедийной актрисой - из фильмов? Глядя на актеров и актрис?

M - Я не знаю, это достаточно неясно. Если не говорить о призвании, у меня было некое очевидное для меня чувство - даже если оно и не хочет признаться, что было для меня очевидным! (смеется) Я просто знала, что именно этим я должна заниматься и никогда не спрашивала себя, почему. Возможно, это было лишь стремление отвлечься и желание творить. Я всегда ощущала, что это было для меня жизненно необходимо. До такой степени, что я говорила себе: "не создавая кино, я умру". Разумеется, это были лишь слова и, вероятно, они были немного преувеличены. Я никогда не хотела заявлять, что получу пулю в голову, можно ведь умереть и другим способом. Можно угаснуть, тем самым повергнув всех в траур...

В - Как Вы объясните эту жизненную необходимость?

M - Необходимостью взора другого человека. Полностью. Однозначно, да.

В - Эти необходимости - песни и сцена - они не были удовлетворены?

M - Сцена, да. Почта, которую я получаю, очевидно, тоже. Дело в том, что когда кто-нибудь покупает ваши диски, это уже доказательство всеобщей любви. Но это не мешает.

В - Б. Дэвис говорил, что многие актеры стали актерами, потому что презирали самих себя...

M (взрыв смеха) - Я полностью присоединяюсь к этой точке зрения. Ненавидеть самого себя и в то же время хотеть находиться все время на виду... Это парадоксальная, но столь верная двойственность.

В - Раз уж Вы заговорили о двойственности, то нужно сказать, что есть нечто достаточно смутное в картинах, которые Вы представляете в своих клипах: больше показываете, демонстрируете себя...

M - Вероятно, это моя глубокая сущность... И если у вас есть такое ощущение, то это лишь потому, что некоторые вещи не получаются.

В - У Вас также всегда присутствуют эти противоречия: наполовину девушка - наполовину мальчик; наполовину жертва - наполовину палач...

M - Это - часть меня. Если бы я не боялась захлопнуть открытые двери, я бы сказала Вам, что есть много граней этого искусства и много персонажей. Кто - то может посчитать это шизофренией, но для меня это почти жизненно, почти приятно.

В - Вернемся к Вашему желанию быть актрисой. Вы ходили на курсы комедийных актеров, какие знания Вы там получили?

M - Я часто оставалась на занятиях. Там я встретилась с учителем, которого очень любила, и это все... Что касается игры и всего остального, я не думаю, что там я получила какие-то важные знания. Не потому, что я не хотела учиться, просто я всегда понимала, что нужно дождаться подходящего момента, чтобы отдать то, что у меня имелось. Вероятно, это не был лишь момент. Я любила смотреть, как работают другие, это был мир, который я обожала, но, например, я никогда не хотела подниматься на сцену. Я всегда была слишком взволнована и очень боялась, что не смогу выйти на нее. Позже я заметила - выходя на сцену, чтобы петь - что это была борьба, которая могла закончиться чем-то очень счастливым... Это может казаться обычным - выходить на сцену - но для меня это нечто очень яркое. К счастью, эта радость для меня столь сильна.

В - Вы помните себя на первом концерте?

M - Да. Это было в Сент-Этьене. Мне на ум приходит одна картина, для того, чтобы подробно объяснить все, что я чувствовала. Хорошо, что она не воплотилась в реальность, но я все еще боюсь этого: мне казалось, что я извергну все мои внутренности... И огромное счастье... Сцена - это нечто, что вас сильно заводит. Вся разница с кино - это то, что на сцене я говорю: "вы нужны мне", а в кино я жду, когда постановщик скажет: "Вы нужны мне". Конечно, я чувствовала это и с Лораном, но это - разные вещи, ибо мы знали, как нужно работать вместе и умели делать это. Я думаю, это нужно отметиь особо.

В - Почему Вы бросили курсы комедийных актеров?

M - Это был всего лишь перелом в моей жизни... Некоторые вещи невозможно объяснить. Бывает, что люди бросают все и однажды утром говорят себе: "стоп, я закончила учиться". Именно так было и у меня. Должно быть, тогда мне было лет 18-19.

В - А затем, чем Вы занимались?

M - Затем была "черная дыра". Бесполезно говорить себе: "я хочу быть актрисой, я хочу играть в театре, сниматься в кино..." Если некому вас услышать, вы недалеко продвинетесь. Весь этот период был заполнен повседневной работой. Я продавала кроссовки, я делала манекены, я даже была помощницей гинеколога...(смеется) Я презираю то время. Также, как я презираю и свой юношеский возраст (хотя, несмотря на это, у меня осталось несколько школьных сувениров).

В - Это удивительно, потому что Ваши песни и клипы пропитаны духом вечной юности...

M - Возможно это потому, что я все еще ищу эту "вечную юность".

В - В течении периода "черной дыры", сомневались ли Вы в себе и в своих артистических способностях?

M - Я сомневаюсь всегда! Но я думаю, было нечто во мне, что постоянно держало меня в равновесии. Можно ненавидеть себя, не доверять себе, но, в то же время, обладать силой, решимостью, энергией, которых нет у других. Я думаю, что это во мне есть... Я даже уверена в этом, иначе я не стала бы такой. Даже если я уверена, что придется терпеть гораздо большие лишения, во мне всегда присутствует желание двигаться дальше, выше, быстрее и сильнее.

В - Именно после "черной дыры" Вы встретили Лорана Бутонна и сразу же ворвались на сцену. Как произошла эта встреча?

M - Нас представил друг другу один наш общий знакомый [Jerome Dahan]. Они написали одну песню - "Мама ошибается". Я должна была соответствовать личности, которую они искали.

В - А как насчет Вас, было ли у Вас чувство соответствия этой песне?

M - Меня увлекла именно актерская сторона. Одна моя половина находила себя в песенном творчестве, а другая - именно в игре. Позже все следовало друг за другом. Но, если честно, я никогда не представляла себе, что смогу сотворить что - либо в области песен. Это было, так сказать, очень внезапно, и встреча с Лораном - это нечто очень, очень важное.

В - Что больше всего поразило Вас в Лоране, когда вы встретились?

M - Я думаю, его глаза! (смеется) Одновременно и нежные, и немного сумасшедшие глаза! Позже я узнала, что имею дело с личностью, очень талантливой, но скрытной и которой не совсем приятно самовыражаться.

В - Вы действительно очень быстро почувствовали единение миров! Дело в том, что во всех ваших клипах присутствует связный, особенный эстетический мир, отгороженный от внешних событий. Невозможно понять, что из этого взято у Вас, а что - у Лорана.

M - Миры воссоединились, это правда... Как близнецы. Его способность реализовать это, вероятно, больше, чем у меня. Я способствовала этому лишь написанием слов. И это меня очень быстро увлекло... Начиная с первого альбома. Сначала слова писал Лоран, но позже я заметила, что это очень необходимо мне самой. Таким образом, я определила свою роль, и я думаю, что ему это принесло небольшое облегчение... (смеется)

В - Что касается клипов, как это проходило?

M - Клипы я оставляла делать Лорану. Разумеется, я тоже учавствовала в работе,но в тот момент мне необходимо было разделаться с текстами, и я оставляла Лорана работать, сама же не вмешивалась... Также и он не вмешивается, когда я пишу. Каждый делает свое дело. Чтобы лучше соединить потом все воедино.

В - Кино для Вас - источник вдохновения? Я имею в виду такие песни, как "Тристана", "Грета"...

M - Было бы злоупотреблением сказать, что это - источник вдохновения. Истинный источник вдохновения - это... мой пупок! Я способна говорить только о своем пупке. По крайней мере, так было в начале, может быть, сейчас это уже не так. Нужно бы, чтобы я пыталась говорить и о других...

В - Часто ли Вы ходите в кино?

M - Я хожу туда все чаще. Нужно сказать, что у меня уже нет того страха, который я испытывала несколько лет назад, боясь выйти на улицу, боясь пойти в кино, боясь быть увиденной. Я начинаю избавляться от этого... После фильма.

В - Именно съемка "Giorgino" избавила Вас от этого страха?

M - Не знаю, съемка ли это, или что-то другое, скорее, встречи с некоторыми людьми. И потом, не знаю точно, как это сказать, но во время съемок фильма я как будто избавилась от чего-то, что было запрятано во мне уже очень давно.

В - Кто Ваши любимые кинорежиссеры?

M - Я глубоко люблю Jane Campion, все фильмы которой я посмотрела. Я очень люблю Бергмана... Его слова. Особенно его молчание... Но я люблю также Давида Линча, Р. Полянского, Сержио Леоне...

В - Ясно, что для Лорана Бутонна снимать клипы - это окольный способ создавать фильм. Для Вас тоже?

M - Не совсем все-таки. В клипах не существует голоса персонажа, только песня. На съемках "Giorgino" у меня возникало странное чувство, что я не всегда узнаю свой голос, так как он был одновременно и моим голосом, и голосом персонажа.

В - Думали ли Вы создать свой первый фильм с кем - либо другим, а не с Лораном Бутонна?

M - У меня не было такого желания, но создание "Giorgino" заняло столько времени, что это чуть было не произошло. У меня были некоторые предложения, хочется верить, что они не были стоящими. (смеется)

В - И какие же Вы отвергли?

M - Я не могу Вам этого сказать. Скорее чтобы не скомпрометировать эти фильмы или их режиссеров, чем меня... Одно предложение меня по-настоящему соблазнило, но в это время у меня были концерты.

В - Не поступили ли Вы вероломно с Лораном Бутонна, поручив снять Ваш последний клип Люку Бессону?

M - Он приглашал нас на съемки "Атлантиса". Это был хороший момент. Это человек, который может быть удивительно любезным... Но мы так мало видимся... Если я и обратилась к Люку, то потому, что в этот период я уже не могла ничего попросить у Лорана, который, возможно, и сам не мог мне ничего дать, настолько он был поглощен желанием создать "Giorgino".

В - Что Вы испытали, прочитав сценарий "Giorgino"?

M - Мне понравился этот мир. И эта мрачная и мучительная история... Название мне тоже понравилось: в этом слове есть что-то детское и загадочное.

В - Съемки проходили в очень большом секрете. До сегодняшнего дня вы не показали ни одного кадра. Единственная вещь, которую Бутонна захотел нам сказать, это то, что речь идет о большой романтической любви. Что Вы можете сказать о своем персонаже?

M - Это девушка, которой трудно расстаться с детством. Большую часть времени она ведет себя, как аутистка. Она немного потерянная, и в то же время с очень светлым умом. Ее можно сравнить с десятилетним ребенком, обладающим удивительной способностью ясновидения. Таких люди не понимают, поэтому жестоки с ней...

В - Как Вы работали? Много ли Вы размышляли сами? Много ли Вы говорили об этом с Лораном Бутонна?

M - Нет, очень мало. Я его спросила, каким он видит моего персонажа. Я его выслушала, и больше мы никогда не возвращались к этому разговору. Я же, со своей стороны, хотела видеть людей из психиатрической больницы. Чтобы послушать, посмотреть... Вообще меня завораживают дети - аутисты. Тайной, которую они хранят, их неспособностью общаться с внешним миром... Непонятно, объясняется ли это глубоким желанием или отклонением в их природе. Я себя чувствую ближе к таким людям, чем... У нас есть нечто общее для всех смертных... Они такие трогательные... Что касается фильма, я не хотела ни крайностей, ни банальностей. Нужно обратить внимание: это так легко - позволить спектаклю безумия, жестикуляции безумия, унести тебя. Я наблюдала, чтобы найти мелочи, которые, как я думаю, будут совсем незаметны для других. Потом тот, на мой взгляд, факт, что вы носите особенную одежду, помогает вам больше, чем все остальное. Вдруг опрокидываешься в мир, который перестал быть твоим. Это больше не есть привычная жизнь...

В - Ваше очевидное стремление к костюмам, у Вас всегда оно было? Оно объединилось с желанием играть? Откуда оно взялось?

M - Я не могу Вам ответить, я сама не знаю, откуда оно появилось. (смеется) Я всегда, во всех ситуациях обожала одежду, ткань, осязать ее... И еще я люблю переодеваться, изменять свою внешность. Видимо, это объединилось с желанием стать кем-то другим... У меня какая-то страсть к одежде. И еще большая страсть к кроссовкам. Но Вы-то спрашиваете, откуда это взялось...

В - Когда Вы снова нашли себя на съемках "Giorgino", у Вас было ощущение, что Вы не ошиблись в Вашем желании быть актрисой?

M - Безусловно. Это было чем-то очевидным. Но я ничего не требовала, у меня лишь было чувство, что это желание стало неотъемлемой частью меня, все это естественно. Съемочная площадка, камера - все это было очевидным. Я не говорю, что я это обожаю, но это очевидно.

В - Как Вы принимали во внимание камеру? Как зеркало? Как врага?

M - Я могу сказать лишь, что касается камеры Лорана, потому что с другими я не работала. Все, что я знаю, это то, что камера любит меня, что она здесь для того, чтобы сделать все и дать все, что нужно для блага меня самой. Это не враг.

В - Фильм снимался на английском языке. Это что, еще один вызов?

M - Этот язык я очень люблю и нахожу его прекрасным, к тому же он совсем несложный. Это было дополнительным, особенным чувством. Играть на языке, который для тебя не родной, странно и приятно, потому что странно. Фильм снимался на английском еще и потому, что Лоран не нашел подходящего актера на одну из ролей во Франции и отправился искать его за границу.

В - Вы помните свои ощущения накануне первого дня съемок "Giorgino"?

M - Конечно, я была встревожена! Я боялась играть. Поднимаясь на сцену, тебя одолевают различные чувства. Один. Один во всем мире. Даже если где-то здесь рядом техники, даже если делаешь это преднамеренно. В кино постоянно нужно сравнивать себя, сталкиваться с пятью десятками личностей, которые вокруг вас. Это очень сложно - постоянно отвлекаться от своих запретов, тревог, от себя самой. Но однажды дверь открывается и времени думать нет, нужно идти туда. Более того, съемка развернулась в хорошо известных условиях. Во-первых, физических. Потому что Лоран всегда заставлял меня много бегать! В облегающих платьях, по снегу, при температуре ниже 20 градусов, теряя дыхание! Моя мужская сторона здорово мне послужила... В любом случае, я хотела стать такой. Даже когда я не двигалась. Пять месяцев я ежедневно поднималась в пять утра! Я восхищалась видом: головоломка собиралась постепенно, часть за частью. Видеть эти существа, которые рождались в тот момент...

В - Не мучили ли Вас кошмары, связанные со съемкой?

M - Вы знаете, кошмары преследуют меня постоянно... До такой степени, что я их уже полюбила. До того, что я их уже сама вызываю. Я люблю мечтать, но кошмары иногда подсказывают куда более интересные вещи. Странно, но во время фильма кошмары были связаны более с человеческими отношениями, чем с моей ролью. Они были достаточно буйными. Пятьдесят человек, или даже больше, живущих вместе, плечом к плечу, в течении пяти месяцев - это хорошо показывает человеческую душу... Заметно много плутовства и лжи. Разумеется, это тоже часть нашей жизни, но действительно ли столь необходимо? Особенно в тот момент...

В - Вы никогда не испытывали подобное ощущение, например, на съемках?

M - В чем я уверена, так это в том, что я себя всегда прекрасно защищала. У меня очень мало контактов с окружающим миром. Я создала свой независимый мир и я не вижу людей, которые его не любят. И очень часто Вас вынуждают оценивать тех людей, с которыми Вы не общаетесь. Это слишком сложно.

В - Несмотря на близкие отношения, в которых вы состоите с Лораном Бутонна?

M - Нужно забыть все близкие отношения с Лораном! Потому что на съемках он - совершенно другой человек. Он изменился во всем. Для меня он был совершенно новым человеком. С его стороны я чувствовала полное доверие - Лоран прекрасно знает все, что он хочет и все, что он делает, он в этом абсолютно уверен, его глаз настроен на камеру... С другой стороны, у нас не получилось диалога. Ему, безусловно, необходимо было поставить эту пьесу на свой лад, без внешнего мира. Я уважаю его желание. Во всяком случае сегодня, когда все это закончилось. В конце концов, потому что для него это было выяснение отношений с самим собой.

В - Изменили ли съемки ваши отношения?

M - Безусловно, ибо я открыла для себя другого человека. Не нужно спрашивать, к лучшему это или к худшему, мы изменились, и все. Это произошло достаточно резко, но я считаю, что это нормально. Что меня поразило, так это наблюдать его увлеченным чем-то вроде страсти, чисто его страсти, безусловно рассудительным, но все же... Это было похоже на воинственную машину. И я хотела иногда быть рядом - я, самое хрупкое существо на Земле, рядом с машиной!

В - Чего Вы ждете от режиссера-постановщика?

M - Что он попросит меня о невозможном. О невозможной игре.

В - Симона Синьоре говорила, что не актер входит в роль персонажа, а персонаж входит в его роль...

M - Именно во время съемок я спрашивала себя: Милен питает Катрин или же Катрин питает Милен?.. Я все еще не знаю точного ответа... Как раз во время съемок я чувствовала, что до сумасшествия так недалеко.

В - Не было ли у Вас ощущения, что переходя из эстрады в кино, Вы совершаете прыжок в пустоту?

M - Мне кажется, что я больше, чем другие, не имела права на ошибку... В этом у меня была сильная необходимость. Был также страх оказаться не на своем месте. Это прекрасно - говорить: "я хочу, я хочу", но теперь, когда все уже позади...

В - Почему Вы сказали: "Я больше, чем другие..."?

M - Для начала потому, что я очень долго мечтала об этом, ждала этот момент. Что касается других, то потому, что на моем жизненном пути встречались не всегда симпатичные люди, и что некоторые еще ждут меня на повороте...

В - А Вы боитесь этого?

M - Сейчас, когда мы об этом говорим, да! Именно для того, чтобы не думать об этом, я много работаю.

В - В то же время чувствуется, что страх мог бы стать Вашим "двигателем"...

M - Это мой основной двигатель! Это не разрушительный страх, это страх, который побуждает меня быть еще выше, еще сильнее...

В - В Ваших клипах есть нечто вроде восхищения трагичностью, как бы иллюстрация к словам Эдгара По: "Красота - это то же, что и смерть". Кстати, одна из Ваших песен называется "Алан" - также, как и второе имя Эдгара По...

M - Этого писателя я очень часто себе представляю. Также я очень люблю Жюльена Грээна, Генри Джеймса... Их атмосфера немного необычная, беспорядок жанров и чувств... Здесь я нахожу себя. В разрушительном пейзаже я вижу красоту мира. В то время как н екто другой заявляет, что видит то же самое в цветущем дереве. Лично я предпочитаю обгоревшее дерево. Почему? я не знаю... Вероятно потому, что это напоминает мне мой внутренний мир. Это говорит мне о большем, это мне ближе...

В - Вы никогда не делали анализы, не проходили обследование?

M - У меня никогда не было желания копнуть поглубже и узнать причины моей тревоги. Но есть люди, которые хотят это знать. С некоторыми из них я никогда не познакомлюсь, остальных я просто не хочу знать.

В - В Ваших текстах. Клипах есть также нечто, навевающее не ностальгию, а некую меланхолию. Ваши героини ощущаются одновременно богатыми всем...

M - ...и ничего в себе не несущими. Да, это так.

В - В этом больше Вашего влияния, чем Лорана Бутонна?

M - Надо было спросить его самого. Я всегда охотно говорила, что это исходит от меня, но он очень хорошо умеет объяснить все это... в отличие от меня. Даже если у кого - то было абсолютно другое детство, они все равно чувствуют окружающий мир, говорят очень мало и коротко... Кое - кто на этом немножко помешан... (смеется)

В - Вы вкладываете свою страсть в бескрайнее снежное пространство?

M - Да, когда - то я мечтала лететь в космос посреди снега (я родилась в Канаде). И эти картины меня глубоко трогали. А затем это навевало грусть, меланхолию. Вещи, которые могут стать восхитительными, иногда предпочитают сделаться плохими. В этом есть нечто вроде наслаждения. Назовите это садомазохизмом, если хотите...

В - Есть нечто очень впечатляющее в Вашем мире, в Вашей походке, это как если бы некая жизненная боль стала жизненной яростью.

M - Трудности в жизни есть у всех, не так ли? Это правда, что я "грызу" некий "камень", но не думайте, что это полезная работа. Это неправильно - использовать свою жизненную боль, например, в целях маркетинга...

В - Вы не боялись, что Вас упрекнут в этом, в том, что Ваш мир слишком связный?

M - Меня упрекали. Но я научилась бороться. Я научилась не воспринимать это близко к сердцу - всегда найдутся слова, чтобы сделать больно. Но если люди будут слишком восприимчивы к суждениям других, случится катастрофа. Закончится тем, что многие по губят себя таким образом. Да, меня и сейчас упрекают... Мне кажется, что женщине, даже в наше время, очень трудно признаться, что она - разочаровавшееся существо. Я думаю, что мужчинам это дается легче.

В - Вы не думаете, что Ваш успех и Ваша слава немного вылечили это душевную боль, или же наоборот - усилили ее?

M - Меня вылечили? Совсем нет. Эта боль не прогрессирует, она всегда скрыта и продолжается достаточно долго. Я уверена, что до конца своих дней останусь такой же, какая я сейчас. Усиливает ли это ее? Я не знаю. Возможно, с какого - то момента проп асть стала глубже, а вершина - выше.

В - Самое интересное в приключении под названием "Giorgino" - это то, что все чувствуют, что фильм родился в сотрудничестве двух очень сильных желаний создавать кино - Вашего и Лорана Бутонна...

M - Это правда. Как только мы встретились - сразу же заговорили о кино. Впрочем, мы всегда о нем говорили.

В - Так все-таки, это был результат двух стремлений или же начало новой авантюры?

M - Я убеждена, что это начало новой авантюры...

Жан-Пьер Лавуанья
Перевод и набор текста   Александр Коржев
 
 

Наверх
К разделу Медиа
© 2000-2004 MFRFC