Laurent Boutonnat

 
 

Лоран Бутонна (Laurent Boutonnat) - ключевая фигура в становлении Милен как певицы и актрисы. Существует расхожая фраза: "Лоран - Пигмалион Милен Фармер". С самого начала карьеры он пишет для Милен музыку, снимает видеоклипы. Пик их совместного творчества приходился на 1984-1993 гг., затем влияние Лорана на Милен несколько снизилось.
Официальный сайт: нет. См. биографию здесь.

Статья от SACEM

Пятница, 21 ноября 2003, 17:26, Париж. Джазовый музыкант Франсуа Жанно, театрал и поэт Клод Конфортэ, композитор и органист Тьерри Ескеш, алжирский певец Идир, поэт Саша Дистел, Лоран Бутонна - композитор и постановщик видеофильмов для Милен Фармер - и другие стали лауреатами Гран-При 2003 SACEM (общества авторов, композиторов и издателей музыки). Лауреаты получили свои премии 4 декабря в главном офисе авторов SACEM. Вместо отсутствовавшего Бутонна его награду получал Оливье Кан (менеджер Ализе).
Вот полный список лауреатов:
  • Джаз: Франсуа Жанно.
  • Музыкальное издание: компания Меридиан.
  • Юмор: Сильвия Жоли.
  • Симфоническая музыка: Тьерри Ескеш.
  • Французская песня: Саша Дистел (поэт и переводчик) и Франсуа Робэ (композитор).
  • Традиционная музыка: Идир.
  • Поэты: Клод Конфортэ.
  • Автор-постановщик аудиовизуального ряда: Лоран Бутонна.
  • Музыка фильма: Владимир Косма.
  • Французская песня за границей: Анна Саласар (Португалия).
Эту статью SACEM посвятил Лорану Бутонна в честь его награждения.
Когда ссылаются на режиссеров восьмидесятых годов, то сразу вспоминают о "двух Б": Бейнекс, Бессон. Никак не сравнивая ни их стилей, ни их самих, мы должны были бы вспомнить, однако, и третье "Б" - Бутонна. Какими бы ни были форматы и жанры, в которых работал последний (клип, короткометражный или полнометражный фильм), он всегда относился к ним как кинематографист, со взглядом и перспективой, как Кубрик, Линч или Тим Бертон. Да, наш герой главным образом занимался интерпретацией, но это же не является уделом только Великих - от Стернберга до Феллини? Да, он снял клипы, но на такой высоте мастерства, что они стали шедеврами сами по себе! Да, он дал полную свободу безудержному воображению, почти как сюрреалист, взрывая все правила классического рассказа, но не тем же ли самым занимались Уэльс, Годар, Уархол, Гаррел? Действительно, путь этого артиста, полупигмалиона, полупризрака рая, редкость общественных появлений которого пропорциональна легендарному молчанию своей тайной музы - бесспорно влияние Гарбо/Стернберга - беспрецендентен во французском шоу-бизнесе. И не случайно жизнь Лорана Бутонна, как и его карьеру, можно назвать легендарной.
Рожденный в 1961 в 14-ом округе, старший из пяти детей, он очень рано увлекается кино и снимает в одиннадцать лет свой первый короткометражный фильм продолжительностью 20 минут родительской камерой формата Super 8: он поселил Бемби среди людей! Он с детства занимается также музыкой (пианино). С помощью этих двух дисциплин он будет творить чудеса. В колледже, у иезуитов, ему не нравилось - за исключением уроков литературы - и его исключали не один раз. В возрасте 15 лет он оставляет колледж, чтобы заняться театром и философией, но думает он главным образом уже о кино и задумывает фильм Giorgino, который он снимет семнадцатью годами позже. Он реализует в 1978 свой первый полнометражный фильм, La ballade de la feconductrice, который после трех просмотров ревизионной комиссией будет запрещен к показу детям до 18 лет (а ему самому только 17!) и выйдет в прокат, пробыв лишь две недели на афише. Затем он работает кинооператором у научного тележурналиста Жан-Франсуа Шовеля. В течение года он занимается репортажами, "наилучшей школой", как говорит он сам, телевизионной рекламой, задумывает книгу о детоубийстве, пишет первую версию Giorgino, фильма, который будет его терзать, без сомнения, всю его жизнь.
Преследуемый идеями, рожденными в детстве, он пишет со своим другом Жеромом Даханом песню Maman a tort на тему сумасшествия, лесбийской любви и отречения, которую по его задумке должна исполнить девушка в возрасте 15 лет! Юридически это непросто, но они организуют кастинг, где представляются около пятидесяти кандидатов, среди которых начинающая актриса Милен Фармер. Он ее выбирает незамедлительно, даже не прослушав на пении, как говорят, из-за "ее психотического вида". Ее вид станет для него поводом сделать свой первый клип, снятый на видео за 5 000 франков, но он думает уже о настоящем короткометражном фильме для своей песни. Беспрестанно он будет в своем сердце сочетать изображение и музыку, которые станут у него искусством сами по себе.
Вышедшую в марте 1984 на RCA песню встречает достойный успех, а вслед за ней выходят On est tous des imbeciles и L'annonciation, последняя из которых ассоциируется с изнасилованием. Мир Милен, рожденный от вымыслов Лорана, находится в развитии, и влияние Бутонна усиливается. Авторская команда разделяется, они меняют студию грамзаписи (Polydor) и певица берется за перо, продолжая углублять первоначальную тему в Plus grandir. Персонаж уточняется под умелым руководством нашего мастера и в 1986 выходит их первый альбом, написанный почти полностью Лораном: Cendres de lune. Конверт выполнен в черно-белой манере Harcourt в мифическом стиле, где-то между Марлен и Гретой. Среди хитов альбома, настоящей лаборатории ритмов, сэмплов, закадровых голосов и т.д., всемирно известная Libertine - слова и клип (11 мин и бюджет в 500 000 FF!) Бутонна, быстро последовавшая за ней Tristana, чей клип (также 11 мин) будет отмечен в Victoires de la Musique 1987.
Понемногу тематическая и техническая концепция команды уточняется: сложная, двусмысленная, волнующая, классициозная, как сказал бы Гейнсбург. У скандального тандема в конце 1987 появляется их второй альбом, Ainsi soit je, содержащий Sans contrefacon, визуальный римейк известной La ballade de la feconductrice - маленький шедевр извращения, смешивающий фетишизм, садомазохизм и андрогинию, и Pourvu qu'elles soient douces, с одноименным "мега-клипом" (или короткометражным фильмом): 17 минут, 600 актеров и статистов и 3 миллиона франков! Альбом разойдется полуторамиллионным тиражом, песня останется 23 недели в Top 50, и за всем этим последует впечатляющий спектакль во Дворце спорта, превращенном Лораном в кладбище в духе Эдгара По! Плюс памятный финал в Берси (75 000 зрителей) и впечатляющая "живая" запись. Клип Pourvu qu'elles soient douces будет номинирован в Victoires de la Musique. Лоран, работающий время от времени над своим кинематографическим проектом молодости Giorgino, и делающий все более сложными и дорогими свои клипы, перестраивает студию Arpa-jon для съемок Sans logique (1989). В рамках этого он создал в 1987 свою первую компанию Toutankhamon S.A., в 1989 - Heathcliff S.A., а также компанию музыкальных проектов (Requiem publishing) совместно с Милен. По ходу турне он сам снимает поездку певицы на 35 мм пленку, выпуская в 1990 кино-видеоверсии фильма. Из него выйдут два короткометражных фильма-клипа: Allan и Plus grandir (live). Без сомнения, никогда еще так далеко не проникали в нас визуализации в постановке музыки: их влияние всесторонне.
Параллельно Лоран пишет музыку к десяти трекам следующего альбома Милен L'autre, два клипа из которого - Desenchante и Regrets (с Жаном-Луи Мюра) - были сняты в Венгрии в начале 1991 г. Это даст ему номинацию на Victoires de la Musique (Desenchante - 1992) и позволит сделать первые наметки на востоке для собственного фильма, идею которого он постоянно вынашивает. Надо сказать, что в этом диске клипы все более и более роскошны: сцена бокса в подвязках и корсете от Жан-Поля Готье в Лос-Анджелесе в Je t'aime melancolie, костер, окруженный волками, где она сожжена живой в Beyond my control, сцены вампиризма, каннибализма и различные оргии. Сам Брем Стокер мог бы позавидовать!
В мае 2000 они вместе продюсируют юную Ализе, открытую в передаче "Семена звезд" Лорана Бойера, и пишут ей альбом Gourmandises, с такими хитами как Moi Lolita, L'alize и Parler tout bas, клипы которых Лоран снимет, как в прежние времена. Продолжение уже известно: несколько миллионов дисков были проданы по всему миру, награды NRJ, World Music, M6 Awards лились дождем, второй альбом Mes courants lectriques, его хиты (J'en ai marre, A contre- courant, J'ai pas 20 ans), клипы, Олимпийский дворец... Даже через 20 лет после их дебюта метод Фармер-Бутонна действует безотказно: неотразимые мелодии на кисловатых словах, суггестивные хореографии, поставленные в совершенстве, клипы и ремиксы, не стареющие от времени, романтичные видения с налетом декаданса.
В 2001, спустя почти 10 лет с последнего клипа, снятого для Милен Фармер, он снова делает клипы для нее: Pardonne-moi и Les mots (дуэт с Силом).
И в свете успеха Милен опять забывают о феномене Лорана Бутонна - виртуозе клавиш и камеры, рекордсмене продажи дисков и чемпионе по клипам в любых категориях, дальновидном режиссере и продюсере, одном из немногих артистов в мире, которого надо рассматривать сразу в двух категориях. А может и единственного.
Но мечта о Giorgino - мечта о "большом" фильме - преследует ли еще она его? Бежит ли еще он за произведением своей жизни, словно возвращаясь непрестанно с берегов своего детства? Не отказался ли он от того полнометражного фильма, о котором он думал, который вынашивал и замышлял с юных лет на бульваре Бланки? В свои 42 года он мог бы поразмышлять о фразе режиссера Жан-Пьера Мелвилле, в которой говорится по существу: "либо кинематографист делает свои лучшие фильмы в начале своей карьеры, либо он их снимает после 45 лет".
Лоран Бутонна, таким образом, находится сейчас в возрасте создателя шедевров, и его вторая (третья?) жизнь только начинается. Давайте верить, что человек, несущий столько молчания, тайн, сокровищ созидательной натуры, не снял еще своего последнего фильма и не обрел свой потерянный рай.
По следам статьи (прим. ред.): Журнал Premire, посвященный кино, в своем январском номере опубликовал официальное объявление о наборе актерского состава для полнометражного фильма Лорана Бутонна под названием Jacquou le Croquant. Съемка начнется в июле и закончится в декабре. На этот раз без Милен Фармер... Выход на экраны запланирован на октябрь 2005 (через 11 лет после Giorgino).
Перевод: Oleg
 
 
Наверх
К разделу People

© 2000-2004 MFRFC